Для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов в МБОУ «Рослятинская СОШ» реализуются следующие образовательные программы:
- основная общеобразовательная программа (далее — ООП) начального общего образования;
— ООП основного общего образования;
— адаптированная основная общеобразовательная программа (далее — АООП) начального общего образования обучающихся с ОВЗ (в соответствии с категорией обучающихся с ОВЗ);
— АООП основного общего образования обучающихся с ОВЗ (в соответствии с категорией обучающихся с ОВЗ);
Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов может сопровождаться поддержкой тьютора (ассистента, помощника) на основании рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника), тьютора обучающемуся с ОВЗ, которую формулирует психолого-медико-педагогическая комиссия (далее — ПМПК), а обучающемуся, имеющему статус инвалида, — ПМПК и (или) учреждение медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ) на основании рекомендаций ПМПК.
4. Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ОВЗ определяются адаптированной общеобразовательной программой.
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АООП только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК .
5. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по АООП:
— начального общего образования срок обучения увеличивается не более чем на два года (до шести лет освоения образовательной программы);
— основного общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один год;
6. В случае обучения по АООП в школе создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
— использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
- использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
— проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
— обеспечение доступа в здание;
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Доступность образовательной среды Центра образования предполагает:
- доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности и учебы, наличие оборудованного рабочего и читального мест.
7. Исходя из категории обучающихся с ОВЗ их численность в классе устанавливается исходя из требований Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарные эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных приказом Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 № 28:
- для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 10 человек;
- для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 6 человек;
- для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи - 12 человек; для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 10 человек;
- для обучающихся, имеющих задержку психического развития, - 12 человек;
- для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -12 человек;
- для обучающихся с расстройствами аутистического спектра - 8 человек;
- для обучающихся со сложными дефектами (с тяжелыми множественными нарушениями развития) - 5 человек.
Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования совместно с другими учащимися.
8. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы в следующих формах: урочной и внеурочной деятельности; с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; сетевой и др.
9. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются: бесплатным двухразовым питанием; специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной литературой.
10. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится форме государственного выпускного экзамена в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 г. № 1400.
11.Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по своему желанию проходить государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена (9-е классы) и единого государственного экзамена (1 1 -е классы).
12.Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по АООП, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам».
13.Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию форме основного государственного экзамена (9-е классы) и единого государственного экзамена (11-е классы), выдаются документы об образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем образовании).
2. Особенности реализации образовательных программ в урочной и внеурочной форме
2.1. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися (в инклюзивных классах / группах) и в отдельных классах для обучающихся с ОВЗ.
2.2. Инклюзивный класс, отдельный класс для обучающихся с ОВЗ открываются на основании приказа директора и комплектуются на основании заключения ПМПК и заявления родителей (законных представителей) о согласии на обучение ребенка с ОВЗ по АООП.
2.3. В образовательной организации при осуществлении деятельности по обучению по адаптированным программам, допускается:
– совместное обучение обучающихся с задержкой психического развития и обучающихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития; - совместное обучение по образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью и обучающихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью.
2.4. При необходимости проводится коррекционная работа для детей с ОВЗ. Такая работа осуществляется на основе АООП или программы коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной программы общего образования.
2.5. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида осуществляют учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог и другие специалисты Службы психолого-педагогического сопровождения в соответствии с рекомендациями ПМПК и имеющимися возможностями.
2.6. Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или АООП осуществляется в ПМПК по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению школы с письменного согласия родителей (законных представителей).
3.Особенности реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
3.1. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий может осуществляться при реализации образовательных программ в любой форме обучения (очной, очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных форм обучения в соответствии с Положением об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе школы при отсутствии медицинских противопоказаний.